Sochmus.narod.ru
А.С.Пушкин.
А. С. Пушкин родился в 1799 году. Жизненный путь Александра Сергеевича Пушкина был недолог и трагичен: поэт прожил неполные тридцать семь лет, а его жизнь и творчество измеряется всего двумя тысячелетиями.
Старинный дворянский род Пушкиных к концу восемнадцатого столетия славился не знатностью и богатством, а своей образованностью, склонностью к литературному творчеству. И вполне закономерно, что именно в такой семье родился поэт и писатель, заложивший основы новой русской литературы и реформировавший русский язык.
В становлении личности юного Саши Пушкина большая роль принадлежит его бабушке-Марии Алексеевне Ганнибал. В то время, когда все дворянские дети обучались исключительно французскому и немецкому языку, бабушка научила внука русскому языку, устному и письменному. Она привила Александру любовь к чтению на родном языке, заронила в сердца своих внуков любовь к отечественной истории и культуре, к народному творчеству. Заботясь о духовном воспитании детей Пушкиных (Оли и Саши), Мария Алексеевна сама приглашала в дом учителей, выбирала гувернанток. Именно бабушка приставила к горячо любимому Саше няню – свою бывшую крепостную крестьянку Арину Родионовну Яковлеву.
Юному Александру Пушкину повезло – он поступил в 1811 году в Царскосельский Императорский лицей, где лучшие педагоги того времени преподавали точные науки и теорию стихосложения, политическую философию и зарубежную литературу, обучали языкам и написания сочинений, эссе, стихотворений и поэм. «Лицейская братство» - детская дружба и юношеское единомыслие – были опорой Пушкина всю его недолгую жизнь.
Ещё дома, в Москве, юный Александр Пушкин видел многих известных литераторов тех лет, общался с ними. В Царском Селе он подружился с писателем и историком Н. М. Карамзиным, будущим философом П. Я. Чаадаевым, поэтом П. А. Вяземским. К окончанию Лицея Пушкин полностью сформировался как поэт и, поступив на службу в Министерство иностранных дел, решил посвятить себя исключительно литературному творчеству.
А. С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. О чём бы он не писал, всё это было о России, её прошлом и настоящем, её будущем. Ощущение причастности к историческим судьбам Отечество придавало поэту огромные нравственные силы. Впервые в русской литературе Пушкин воспел не просто историю своего народа, но и сам народ, творящий эту историю. Биографию каждого отдельного человека, будь то мелкий чиновник или крепостной крестьянин, мелкопоместный дворянин Дубровский или царь Пётр Первый, он рассматривал как часть истории страны, предопределяющую будущее и России, и Европы.
Благодаря внешней простоте и лаконизму, о которых говорил Н. В. Гоголь, анализируя стихотворение А. С. Пушкина, стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Только с каждым годом слова Пушкина будут восприниматься всё глубже и полнее, ибо «в мелких своих сочинениях (стихах. – Н. К.) … Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее…» (Н. Гоголь).
